М-СИТИ
логин
пароль
Поиск






Информация \ Электронная коммерция

Обзор рынка электронной коммерции в России 2011г.

При составлении данного обзора производился сбор и анализ данных, опубликованных различными исследовательскими агентствами, СМИ, специализирующихся на предоставлении информации о рынке электронной коммерции, данных с тематических и профильных выставок, а также самостоятельные исследования отдела маркетинга компании ИПС «М-Сити».

Объем рынка электронной торговли.

Электронная коммерция в настоящее время представляет собой самостоятельную область экономики, которая в последнее время бурно развивается. По данным Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли в 2011 году оборот рынка e-commerce в России составил свыше 315 млрд. руб. Их них 230млрд. руб. – физические товары; 80 млрд. руб. – билеты и цифровые товары.

Рис.1 Динамика роста рынка интернет-торговли, млрд.руб*

Динамика роста рынка интернет-торговли

* Данные Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли

Такой взрывной рост электронного бизнеса происходит благодаря увеличению российской интернет-аудитории. По данным аналитической компании ComScore в конце 2011 года Россия вышла на 1 место среди европейских стран по количеству интернет-пользователей.

Табл.1 Количество пользователей Интернета*
Страна Количество пользователей, млн. чел
В мире 1 420,316
Европа 373,433
Российская Федерация 50,810
Германия 50,139
Франция 42,349
Британия 37,19
Италия 23,74
*Данные аналитической компании ComScore

Ежегодный прирост пользователей интернета в России составляет более 20% в год. По сравнению с 12% приростом во всем мире Россия является самой быстрорастущей страной по темпам прироста интернет-аудитории. Аналитическими агентствами прогнозируется дальнейшее увеличение российских интернет-пользователей до 93 млн. в 2014 году.

Данные о количестве интернет-пользователей в России сильно отличаются, так как различные исследовательские компании при подсчете используют совершенно разные методики.

Скачать исследование агентства Research&Trends «Сколько в России интернет-пользователей»

Сколько в России интернет-пользователей

На сегодняшний день более 7 млн. россиян регулярно делают покупки в Интернете, а еще 13 млн. так или иначе вовлечены в электронную коммерцию,- например, выбирают товар, но еще не делают покупки в Сети. В 2012 году прогнозируется рост интернет-торговли в России не менее 25%. Причем это минимальный показатель. Многие эксперты полагают, что рост составит не менее 40%.



Доли регионов российского рынка онлайн-торговли

Из всего оборота российского рынка онлайн-торговли 45% приходится на Москву и Московскую область, 11% - на Санкт-Петербург и область. Третьей столицей рынка e-commerce является Екатеринбург. На Свердловскую область приходится 4% российского рынка электронной-торговли.

В 2011 году существенный рост вовлеченных в электронный бизнес наблюдался в региональных городах и населенных пунктах. Прогнозируется, что доля региональных продаж интернет-магазинов в 2012 году составит не менее 40%.

Просмотреть презентацию Data Insight "Российский рынок e-commerce"

Российский рынок e-commerce



Что покупают онлайн

Как видно из рис.2 основными категориями товаров электронной торговли в России являются Билеты, бытовая техника, мобильные телефоны, компьютеры, одежда и обувь, книги и товары для детей.

Рис.2 Товарные категории интернет-торговли

Товарные категории интернет-торговли

По данным исследовательского холдинга «Ромир» 2011 году наибольший рост онлайн-торговли произошел в следующих категориях: Одежда и обувь +13% Видео и аудио +12% Туризм/бронирование +11 Концерты/бронирование +10% Таким образом, наиболее востребованные в Интернете товары - это одежда и обувь (17%) и бытовая техника (14%). В 2011 году наблюдался общий рост числа покупаемых товарных категорий, а также увеличение среднего чека покупки.



Логистика для интернет-магазинов

В результате проведенного опроса покупателей интернет-торговли компанией «Ромир» было выяснено, что главными критериями при выборе интернет-магазина для российских покупателей является цена, ассортимент и доставка. Так чего же хотят российские покупатели? Широкий ассортимент товаров по низким ценам или же качество и скорость доставки этих товаров?

На самом деле, на рынке представлены разные группы потребителей, у которых совершенно разные потребности. Если сравнивать покупателей e-commerce в столице и регионах, то оказывается, что для столичных потребителей наиболее важным критерием является качество и скорость доставки, а для региональных – цена товара. За последний год стандартом рынка стала доставка с примеркой и частичная доставка. Если сравнивать категории товаров, то при заказе крупной бытовой техники часто определяющим фактором является цена. При покупке же книг цена не всегда является главным критерием, покупателю важнее получить нужный товар в удобное время и как можно скорее, т.е на первый план для покупателя выходит скорость доставки, что напрямую зависит от качества организации процессов логистики электронной торговли. На сегодняшний день на российском рынке электронной коммерции можно проследить следующую тенденцию в выборе способов доставки и складской логистики интернет-магазинов:

Размер интернет-магазина До 2010 года 2010-2012гг.
Малый Доставка по городу собственным курьером. Хранение «квартирного» формата. Передача доставки на аутсорсинг курьерским службам. Передача хранения и упаковки специализированным логистическим службам.
Средний По городу - собственные курьеры, в регионы - Почтой РФ. Создание собственной логистической службы. Передача всего комплекса логистических услуг на аутсорсинг.
Крупный Создание собственной логистической службы. Развитие собственной логистической службы или передача всех логистических процессов на аутсорсинг.


Как видно из данной таблицы сегодня на рынке интернет-торговли прослеживается тенденция передачи логистических процессов на аутсорсинг. Это обусловлено тем, что развитие собственной логистической службы требует высоких затрат и особых компетенций в сфере логистики. Интернет-магазины, созданные более 3х лет назад, тяготеют к собственной доставке и логистике. У них было время, чтобы выстроить процессы на пустом рынке и заработать достаточно прибыли, чтобы совершать и исправлять ошибки.

Если же говорить про более молодые проекты, то в настоящее время они практически все ориентируются на аутсорсинг логистических услуг, для того, чтобы самим сосредоточиться на маркетинге, продвижении, продажах, т.е. ключевых компетенциях e-commerce. Это дает им возможность быстрее расти и увеличивать прибыль компании.

При выборе партнера для передачи логистических процессов на аутсорсинг важно учитывать опыт компании, наличие складского комплекса и специального оборудования.Одним из серьезных и опытных игроков на рынке логистических услуг является компания «М-Сити»,которая в течение 7 лет оказывает услуги логистики для интернет-магазинов и предлагает компаниям электронной торговли решение комплекса логистических задач от приема товара до доставки посылки в любой город России в режиме «одного окна». В комплекс фулфилмент-услуг «М-Сити» включены: прием товара от поставщиков, ответственное хранение товара, комплектация и упаковка заказов, организация доставки, обработка возвратов и многое другое.



Основные тренды онлайн-торговли в 2012 году

1.Высокие темпы роста интернет-торговли в России в 2012 году, не менее 25%;

2.Существенный рост вовлеченных в электронную торговлю будет наблюдаются в региональных городах и населенных пунктах;

3.Доля региональных продаж интернет-магазинов в 2012 году составит не менее 40%;

4.Наиболее востребованные товары: одежда - 25%; бытовая техника и электроника - 15%;

5.Общий рост числа покупаемых товарных категорий и увеличение среднего чека;

6.Большинство игроков делает ставку на аутсорсинговую общероссийскую доставку, а не на охват отдельных городов собственной доставкой;

7.Передача организации логистических процессов на аутсорсинг специализированным службам.

Электронная коммерция должна учитывать все потребности бизнеса, от наличия надежных поставщиков до качественной логистики и грамотного учета. При таком подходе электронная торговля оказывается эффективным решением, обеспечивающим качественное, оперативное и удобное взаимодействие с контрагентами (партнерами и потребителями предприятия).

В России на долю онлайн-продаж приходится около 2.5% продаж всей розницы. В ближайшие годы этот показатель будет постоянно расти, и те, кто смогут правильно организовать электронный бизнес сегодня, завтра станут ведущими игроками на национальном рынке. Именно по этой причине участие в рынке электронной коммерции уже сегодня требует профессионального подхода и грамотной организации работы предприятия на каждом из этапов взаимодействия с потребителем. При таком подходе выигрывает и предприятие, и его клиенты, и экономика в целом, ведь электронная торговля действительно позволяет сокращать издержки бизнеса, увеличивать ассортимент отдельных предприятий и предлагать более качественное и, что немаловажно, более комфортное обслуживание потребителям товаров и услуг.
     
М-Сити Все права защищены 2007.
Логотип А-Реал Консалтинг Разработка
А-Реал Консалтинг 2007
Информационно-почтовая служба «М-СИТИ»
г. Москва, Бауманская ул., д. 11
тел.: +7 (495) 956 90 25